Выбрать язык


Выбрать язык | Show only


Русский | English


воскресенье, 11 декабря 2016 г.

Интернет вещей (IoT) и безопасность людей

О безопасности Интернета вещей в последнее время разговаривают довольно много. Решил и я поучаствовать в этой публичной дискуссии из монологов. Уровень заметки начальный.

Казалось бы: глупенькие с точки зрения вычислительных способностей устройства подключаются к Интернету для того, чтобы их хозяевам было удобнее управлять ими. При этом владелец не собирается озадачиваться техническими особенностями работы своей, так сказать, экосистемы. Она удобна и функционирует, принося пользу всей семье либо компании. Настройки не сложные, интуитивно понятные. В случае сбоя перезагрузил - и опять работаешь. Ни затрат на организацию инфраструктуры (Интернет есть почти везде), ни высококвалифицированного персонала, не подходящего под профиль бизнеса компании (все можно настроить самим), не требуется. Настроил - пользуйся.

Частный дом, индивидуальное отопление. Когда все уезжают на работу, особого смысла поддерживать во всем доме +22 нету. Достаточно гораздо меньшей температуры. При общей квадратуре комнат и коридоров больше 100, если отопление электрическое, грунтовое либо дизельное, лишний десяток градусов позволит в месяц экономить приличную сумму, при этом не в ущерб находящемуся в квартире имуществу. Газовый котел тоже не помешает ставить на экономный режим. Скрутить отопление на минимум перед выходом не проблема. Не хочется потом по возвращению с работы еще час раскочегаривать дом до комфортной температуры. Другое дело, если перед выездом из офиса подключился, поставил отопление на обогрев - и приехал в уже теплый дом.

http://key.ru/images/item_images/item_2825632/smarthome1.jpg

Москва. Зима. Офис. Задержался на работе. Первый час - потому что работы много, еще два - чтобы в пробках не стоять. Машина стоит во дворах через 2-3 квартала. Своей парковки у компании нет, а платную использовать накладно. Пока выйдешь из офиса, пока дойдешь до машины, пока прогреешь... Автозапуск с брелка такое расстояние через арматуру может не достать. То ли дело приложение на телефоне, которым ты у дверей офиса включаешь двигатель. Дошел до машины - а она уже готова. Садись и езжай. Машина-то с мозгами.

http://ru.fishki.net/picsw//022013/21/auto/braincar/auto-001.jpg

И таких примеров можно привести множество. Автомобили, которые сами паркуются, выезжают с парковки, даже сами едут куда надо. Газовая плита, которая сама подогреет все к твоему приходу. Кофеварка, не заставляющая тебя ждать кофе. Ванна, которая сама наберется и выключит кран, когда вода дойдет до нужного уровня. Умные лампочки, включающиеся и выключающиеся по расписанию. Человек мало перед чем останавливается в гонке за комфортом, особенно если его можно монетизировать.

Но есть и обратная сторона медали. Теперь, чтобы убить человека, достаточно разогреть газовый котел отопления через Интернет до такой степени, что он взорвется. Угнать машину через приложение автозапуска, отключающее охранную сигнализацию и выводящую автомобиль с парковки менее рискованно, чем делать это дедовскими методами.  Подслушать, что происходит на совещании акционеров, обсуждающих многомиллиардные слияния и поглощения, подключившись через Интернет к системе конференцсвязи, становится все проще. 
Компьютерные модули управления домашними вещами довольно глупы и не будут в состоянии хранить необходимую при расследовании информацию. Да и правоохранительные органы могут не обратить внимание на интернетизацию взорвавшегося котла или угнанной машины. Киберпреступление, к которым пока не все относятся серьезно, может стать методом совершения самого обычного преступления. И это только то, что расследуется в рамках уголовного кодекса как единичные преступления. На Противостоянии было продемонстрировано, что может случиться с незащищенной инфраструктурой ГЭС. А это уже другой масштаб и другая статья УК. Приблизительно то же самое можно сделать и с многими остальными управляемыми устройствами, от работы которых зависит нечто более реальное, чем обработка запросов через Интернет. После таких выводов желание использовать умные вещи пропадает, потому что умные они по сравнению с неуправляемыми вещами, но к выходу в полный опасностей мир Интернета совсем не готовы.

Как инженер по защите информации, я задумался о том, что можно сделать для защиты подключаемых к Интернет глупеньких вещей с учетом определенных ограничений, накладываемых пользовательским спросом и ожиданиями. Чтобы после накрутки всех примочек безопасности производительность и надежность не упала, цена поднялась не заоблачно, а удобство не просело ощутимо. Не будет удобно - не будет продаваться. Не будет продаваться - не будет выпускаться секурное решение. Не будет выпускаться секурное решение - будет выпускаться удобное продаваемое небезопасное.

ToDo:
  • Определить цели IoT
  • Смоделировать архитектурные варианты IoT
  • Определить архитектурные компоненты IoT
  • Смоделировать угрозы IoT
  • Разработать варианты защиты на всех уровнях
  • Разбить зоны ответственности

Звучит пафосно. Но есть нюанс: я не первый и не последний, кто озадачился этими вопросами. А это значит, что большую часть ответов либо серьезную базу для них можно найти уже сейчас. Пошел читать. Полезные ссылки приветствуются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий